На службе землякам

О работе по социально-правовой защите граждан

Выдаваемые Государственным архивом Астраханской области архивные справки и копии документов, позволяют гражданам оформить назначение пенсий, осуществить перерасчет их размера, получить компенсации, пользоваться различными льготами, обеспечивать свои имущественные и другие законные права. Анализ поступления обращений граждан в АОГУ « Государственный архив Астраханской области» позволяет сделать вывод, что количество их ежегодно растет. Если в 2001 году в Государственный архив обратилось 2307 человек, в 2004 году – 2977 человек, то в 2006 году уже 3284 человека.

В основном это архивные справки социально-правового характера подтверждающие трудовой стаж и заработную плату. Государственный архив продолжает работу по выдаче справок по раскулачиванию, по выселению репрессированных народов, хотя поток людских обращений по этим вопросам в настоящее время значительно уменьшился. «Архив – достояние человечества» - гласит надпись на стене дома в Венеции, и как жаль, что этим достоянием не может зачастую воспользоваться каждый гражданин, приходящий в архив за необходимым ему документом.

Отсутствие на хранении документов по личному составу организаций и учреждений, неполнота сданных документов, неаккуратное ведение кадрового и бухгалтерского делопроизводства и другие причины не позволяет использовать документальные материалы в интересах их бывших работников. Больно порой смотреть на человека, который всю свою трудовую деятельность отработал в строительных организациях, организациях связанных с сельским хозяйством, не говоря уже о всевозможных обществах и кооперативах, и не может получить справку о заработной плате всего за 60 месяцев. А Государственный архив не только не может помочь ему в истребовании необходимых документов из-за отсутствия их на государственном хранении, но и порекомендовать, куда обратиться в поисках этих документов, потому, что они исчезают бесследно. С помощью архивных документов, имеющихся на хранении, подтверждается стаж работы граждан, реорганизация и переименование мест работы. Особенно актуальны эти виды справок для назначения и перерасчета пенсионного обеспечения, социальной защиты населения. И подчас один заявитель получает сразу 2-3, а то и 4 документа, чтобы обратиться не только за назначением пенсии по старости, но и воспользоваться полагающимися ему льготами. Кроме этого, архив подтверждает факты награждения ведомственными знаками отличия, государственными наградами.

В государственном архиве можно также получить справки о рождении до 1920 года, подтвердить родственные отношения и состав семьи, применение незаконных репрессий в 20-е – 30-е годы, эвакуацию в период Великой Отечественной войны в город Астрахань, нахождение в плену в 1941-1945 годах, оформление статуса беженца на получение компенсации в связи с чеченскими компаниями, работу на выборных должностях. Как видно из этого перечисления в наш архив обращаются не только астраханцы и жители других регионов России, но и иностранные граждане. С начала 90-х годов, уже больше 15 лет хозяйственные структуры страны подвержены процессам реорганизации, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д. В таких условиях, архивисты проявили лучшие гражданские и профессиональные качества в деле сохранения архивных документов по личному составу или, как их еще называют, кадровых и бухгалтерских документов. К сожалению, архивы и архивисты спасли только малую часть документов от уничтожения, бесхозяйственности, равнодушия. В период продолжающегося банкротства астраханских предприятий, вопросы о судьбах их сотрудников и документах по личному составу остаются открытыми. Давным-давно перезрел вопрос создания специализированного архива по личному составу.

Во всех субъектах нашего Южного Федерального округа, во всяком случае, если не де-факто, то де-юре, такие госучреждения созданы и успешно функционируют. До каких же пор, архивисты будут испытывать неимоверные перегрузки, а население неудобства и потери? Как любая организация государственный архив подотчетен в своей работе. Практически все требования Росархива, предъявляемые к справочной работе, выполняются. Проводятся выборочные проверки качества работы и тематические проверки со стороны Агентства по делам архивов области. Постоянно проводят проверки работники Пенсионного Фонда РФ. В последние годы коллектив ГААО постоянно качественно улучшает обслуживание своих клиентов:

- Создан отдел с очень «говорящим» названием - отдел социально-правовой защиты граждан;
- Увеличено количество штатных единиц на этом участке работы;
- Создано несколько электронных баз данных в частности по награждению, имущественным вопросам и т.д.;
- Проведен ремонт помещений, где посетители ожидают прием и где с ними работают по их обращениям сотрудники архива;
- Оформлен информационный стенд с образцами документов и статистической информацией, а также указанием телефонов и адресов вышестоящей организации и других архивных учреждений;
- Начато внедрение электронного учета обращений и исполнения запросов граждан;
- В зале ожидания приема посетители могут ознакомиться с перечнем организаций, чьи документы по личному составу находятся на госхранении;
- Состояние работы отдела, проблемные вопросы периодически заслушиваются на заседаниях совещательных органов ГААО и оперативно применяются меры по устранению недочетов.

Архивные справки принимаются и исполняются на основании личных заявлений граждан в установленные часы приема, почтовых отправлений в письменном виде, по нотариальной доверенности должным образом оформленной на 3-х лиц, а также по официальным запросам госорганов, госучреждений, общественных организаций в интересах заявителя. 

Если гражданин решает обратиться в государственный архив лично, то следует учесть, что прием ведется ежедневно с 8.30 до 12.00 часов, кроме субботы и воскресенья, в порядке живой очереди. И в этом случае, и при направлении письменного запроса, настоятельно рекомендуем с целью экономии Вашего времени предварительно уточнить местонахождение нужных документов по тел. 28-98-80. Наш почтовый адрес: ул. Академика Королева,39а.  Можно воспользоваться электронной почтой: e-mail  astrahanarhive [at] yandex.ru и факсом (8512) 25-14-12. Необходимо пояснить, что справки касающиеся трудовых биографий и получаемой заработной платы за любые пять лет исполняются архивистами бесплатно. Заявитель лишь возмещает стоимость канцелярских, копировальных расходов и почтовых отправлений. Иные справки оплачиваются согласно Прейскуранту, утвержденному Правительством Астраханской области.

Практически никогда в последние годы, даже при дефиците работников, огромном потоке обращений граждан, наши сотрудники не превышали месячный срок исполнения запросов. В исключительных случаях, таких как подготовка справок с документов находящихся на упорядочении (научно-технической обработке перед сдачей на хранение в государственный архив) этот период мог составить 2 месяца и более, но это уже приравнивается к чрезвычайной ситуации, за которой могут последовать административные меры наказания.

Для улучшения работы, повышения оперативности и качества, а также обеспечения работы ведомств, которые пользуются архивной информацией (отделения ПФ РФ, службы по правам человека, кадровые службы и службы по работе с персоналом в коммерческих структурах, организации, занимающиеся регистрационной и правоустанавливающей деятельностью, органы суда и прокуратуры) готовится справочник о местонахождении документов, исполненный в электронном формате.

Эта работа осуществляется за счет уплотнения рабочего графика сотрудников отдела, т.к. ими движет желание помочь землякам, и не только им, а также гражданская ответственность и преданность своему делу. Задача сотрудников отдела социально-правовой защиты граждан состоит не только в том, чтобы посетитель ушел от нас с документом в руках или получил так необходимую для него консультацию, но и получил чисто человеческое, теплое участие, внимание и поддержку. И, наконец, несколько рекомендаций, в каких случаях и куда надо обращаться за архивными сведениями. 

Так если Вам требуются документы, подтверждающие рождение, брак, усыновление, развод, смерть советуем предварительно обратиться архивы органов ЗАГСа по тел. 25-30-64. Работу в партийных органах и комсомольских организациях подтверждает бывший партийный архив ныне - Государственный архив современной документации, ул. Володарского, 17, тел.: 44-75-95. Этот архив хранит также документы по личному составу ряда организаций. За подтверждением работы в Каспийской флотилии надо обращаться на ул. Бакинскую, д. 149. Архив областной нотариальной конторы находится в здании Областной нотариальной палаты по улице Ленина, 26. Из прежних крупных объединенных архивов на сегодняшний день продолжают свою работу: - Архив АО «Российские железные дороги» по ул. Беринга, д. 6, выдает справки о работе в подразделениях Приволжской железной дороги;
- Архив ОАО «Каспрыба», чей офис находится по адресу ул. Чернышевского, д. 16 подтверждает работу на предприятиях рыбной промышленности астраханского края;
- Архив Министерства образования Астраханской области по ул. Желябова, 21 – о нахождении в детдомах, работе, полученном образовании;
- Объединенный архив здравоохранения по ул. Свердлова, 42 – о работе в городских медучреждениях.

Если организация, где Вы работали, продолжает действовать, за справками необходимо обращаться в архив организации или ее кадровую службу. При этом сельским жителям следует, по возможности, навести справки в районных архивах или архивах муниципальных образований, а затем уже звонить либо писать в областной центр. Розыском граждан и их родственников, вопросами прописки занимаются органы МВД, конкретнее - паспортно-визовые службы, информационные центры и архивы этого ведомства. Гораздо меньше становится запросов фронтовой, военной поры. И все же архивные учреждения продолжают кропотливую работу по розыску документов так необходимых нашим пользователям. 

Центральный архив Министерства обороны в г. Подольске Московской области (ул. Кирова, 74) подтверждает службу, работу с июня 1941 г. во всех родах войск, учебу в период Великой Отечественной войны. Ранения, контузии, нахождение на излечении в госпиталях подтверждает Архив военно-медицинских документов в г.Санкт-Петербург, пер. Лазаретный, д. 2. Справки о пребывании в блокадном Ленинграде выдает архив г. Санкт-Петербурга по ул. Варфоломеевской, 15. При письменном обращении в государственный архив рекомендуем разборчиво указывать Ваши данные: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, телефон, название и местонахождение организации, табельный номер (для заводов) и приложить ксерокопию трудовой книжки и паспорта.

 

Начальник отдела социально-правовой защиты граждан В.В. Старухина